Фоносемантика является относительно молодой наукой, до сих пор некоторые
исследователи ставят под сомнение некоторые ее положения. Однако в
настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что языковой знак не
является произвольным. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что в
основе возникновения языка лежит звукоизобразительность, или
фонетическая мотивированность. По мнению А.П. Журавлева, скрытая
звукоизобразительная значимость, иначе называемая «звукосимволизм»,
играет значительную роль в восприятии и функционировании слов [Журавлев,
1980:3]. Аспект фонетической значимости может определять собой
восприятие всего семантического комплекса слова. Сосредоточение
восприятия на звучании слова явно происходит при восприятии
звукоподражательных слов, поскольку в них наиболее заметно проявляется
содержательность звучания. Для звукоподражательных слов практически
всегда существует полная ясность относительно того, какие признаки было
положены в основу номинации. Но гораздо более интересно восприятие
звукоизобразительных слов, поскольку в их отношении такой ясности нет,
сфера мотивации звукосимволического слова значительно шире и,
следовательно, слабее связана со звуковым источником денотата. Сфера
начальной денотации звукосимволического слова во многом совпадает со
сферой его мотивации [Воронин, 1982:87], и важно выяснить, какого рода
события или явления обозначаются данным звуком, поскольку выраженная
содержательность звучания таких слов с понятийно неопределенной
семантикой становится основой значения слова.
В рамках
данной работы тематическая группа слов “boasting” (бахвальство,
хвастовство) впервые подвергается фоносемантическому анализу.
Цель данной работы – доказать, что рассматриваемая тематическая группа
содержит большое количество звукоизобразительных слов –
звукоподражательных (ономатопов) и звукосимволических слов. Выполнение
цели работы предполагает решение нескольких задач:
1. рассмотреть основные положения фоносемантики как
самостоятельной науки;
2. рассмотреть проблему звукоизобразительности как основы
мотивированности языкового знака;
3. провести фоносемантический анализ тематической группы
слов “boasting” на предмет определения количества звукоизобразительных
слов;
4. проанализировать мотивационные основы номинации
звукоизобразительных слов в рассматриваемой тематической группе.
Решение
первых двух задач будет осуществлено на основании уже имеющихся работ.
Решение третьей и четвертой задач будет раскрыто в исследовательской
главе.
Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитированной
литературы.
Первая
глава посвящена рассмотрению истории вопроса, в ней приводятся
теоретические предпосылки и основные положения фоносемантики. На основе
имеющихся работ английских и отечественных исследователей
рассматривается вопрос о звукоизобразительной природе слова.
Вторая
глава носит исследовательский характер. В этой главе проводится
фоносемантический анализ тематической группы «boasting» на предмет
выявления звукоизобразительных основ входящих в группу слов. При
исследовании материала использовался фоносемантический метод анализа.
В заключении подводится итог проведенному
исследованию, приводятся выводы, полученные в результате
фоносемантического анализа рассматриваемой тематической группы слов.
Содержание основной
части работы:
ВВЕДЕНИЕ. |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К
ПРОБЛЕМЕ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
§1. РАЗВИТИЕ ФОНОСЕМАНТИКИ КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ |
§2. МОТИВИРОВАННОСТЬ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА.
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА |
Субъективный звукосимволизм |
Объективный звукосимволизм |
§3. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРИ ПОМОЩИ
ЗВУКОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ. |
§4. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ
ЗВУКОСИМВОЛИЧЕСКИХ И ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ |
ВЫВОДЫ |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВ
СЛОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «BOASTING» |
§1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
“BOASTING” |
§2. АНАЛИЗ ГРУППЫ СЛОВ “BOASTING” |
§3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВ СЛОВ
ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ “BOASTING” |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
ВЫВОДЫ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
БИБЛИОГРАФИЯ |
|