В
современных лингвистических исследованиях проявляется большой интерес к
языковым средствам, служащим для выражения различных коммуникативных
интенций говорящего. Следовательно, очень важно не только изучать
структуру грамматической и лексической единицы и её значение в языковой
системе, но и принимать во внимание социолингвистический и
прагматический контексты, определяющие её функционирование в
коммуникации.
Предметом
данной работы являются вопросительные высказывания в английской
диалогической речи. Специфика рассматриваемых высказываний заключается в
несовпадении плана выражения и плана содержания. По формальной
организации - это вопросительные предложения, однако выражаемое ими
значение может быть весьма различно. В данной работе предложения,
имеющие формальную организацию вопроса, рассматриваются как с точки
зрения формы, так и с точки зрения содержания как косвенные речевые
акты.
Целью
данной работы является сопоставление вопросительных предложений и
собственно вопросов (как речевых действий) и определение их соотношения
в диалогической речи. Для достижения цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1.
проанализировать вопросительные предложения с точки зрения выражаемых
ими речевых действий;
2.
определить критерии разграничения вопросительного предложения и
собственно вопроса;
3.
описать типы вопросительных предложений и выявить их функциональные
характеристики;
4.
провести анализ употребления вопросительных предложений как средств
выражения косвенных речевых актов в диалогической речи.
Решение
первых трех задач будет осуществлено на основании уже имеющихся работ
исследователей в данной области. Решение четвертой задачи будет раскрыто
в исследовательской главе.
Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения, в котором представлены примеры из литературы,
послужившей материалом исследования.
Первая
глава посвящена анализу вопросительных предложений с точки зрения
выражаемых ими действий и с точки зрения их прагматического значения, а
также проблеме разграничения вопроса и вопросительного высказывания. В
главе уделяется внимание существующим классификациям вопросительных
предложений, рассматривается подход к вопросительным высказываниям как к
косвенно-речевым актам.
Вторая
глава носит исследовательский характер. На основе ста примеров, взятых
из художественной литературы, проведен анализ содержания высказываний,
имеющих формальную организацию вопроса.
В
исследовании использовался структурно-семантический метод и метод
сопоставительного анализа. При анализе материала использовалась
прагматическая интерпретация. Примеры были отобраны методом сплошной
выборки. Материалом для исследования послужили пьесы Агаты Кристи:
1. Christie A. Christie A.
Appointment With Death. // Christie A. The Mousetrap and Selected Plays.
HarperCollinsPublishers, 1994
2.
Christie A. Peril at End House. London, Samuel French Limited, 1945
В
заключении обобщаются основные теоретические положения по
рассматриваемому вопросу, приводятся выводы, полученные в результате
анализа значений вопросительных высказываний в английской разговорной
речи.
Содержание основной
части работы:
ВВЕДЕНИЕ. |
ГЛАВА 1: ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ
ФУНКЦИИ В РЕЧИ. |
§1. ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО АКТА ВОПРОСА. |
§2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ |
2.1. Средства выражения вопроса |
2.2. Типы вопросительных высказываний. |
§3. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ |
§4. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ПРАГМАТИКИ (ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ) |
ГЛАВА 2: ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ |
§1. ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
КАК ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИНИЦИИРУЮЩЕГО ТИПА |
§2. ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
КАК ВЫСКАЗЫВАНИЙ РЕАГИРУЮЩЕГО ТИПА |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
БИБЛИОГРАФИЯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ
ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|